20.03.2019

Кормовые добавки: налоговый «манёвр» от Минфина

По вопросу ставки НДС на кормовые добавки в СМИ написано много и все по делу. Но я бы посмотрела на проблему со стороны начинающих предпринимателей или инвесторов. Итак, по порядку

2004 год. Животноводство страны, мягко говоря, не в самом лучшем состоянии. Оборудование безнадежно устарело, нет племенного поголовья. Кормовые добавки, без которых невозможно вырастить здоровое животное, закупаются дорого за рубежом, ибо в России такие не производятся. Правительство с 2000 года исполняет требование статьи 164 Налогового Кодекса и определяет перечень кодов льготных товаров, в том числе необходимых для кормления животных. И вот, 31.12.2004 подарком под ёлку на Новый 2005 год появляется долгожданное Постановление Правительства № 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов". Кормовые добавки в нем включены в раздел: «Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы», код ТНВЭД 2309 90, а товар назван «Продукты, используемые для кормления животных...». Название общее, чтобы учесть всё разнообразие используемых в животноводстве кормов: корма растительные, корма животные, премиксы, кормовые добавки, комбикорма, различные концентраты, кормовые смеси. Чуть позднее обнулены ставки пошлины на ввозимое оборудование для животноводства. Появляется несколько государственных программ поддержки сельского хозяйства.

Очевидно, что благодаря государственной поддержке, начатой в 2000-х, мы сейчас имеем возможность приобретать продукцию российских производителей и уже с иронией рассказывать подрастающему поколению о пресловутых американских окорочках, австралийской говядине и просроченных гуманитарных мясных консервах.

Нельзя сказать, что импорт и реализация кормовых добавок по ставке НДС 10% все это время были безоблачными. Так уж повелось, что фискальные органы любое отклонение от общих правил рассматривают как объект повышенного внимания. Наш случай- не исключение. Назначение экспертизы с целью выяснить, относится ли кормовая добавка к продуктам для кормления животных, давно никого не удивляет и воспринимается как данность.

ФТС России, желая снять все подобные вопросы, в 2016 году обратилась в Минсельхоз и получила вполне определенный ответ (от 28.10.2016 №ИЛ-25- 23/11799): все кормовые добавки являются продуктами, используемыми для кормления животных.

Таможенная служба, чтобы уже совсем не оставалось белых пятен в этой истории, запросила самое главное и компетентное ведомство в стане по вопросам налогообложения, а с 2016 года по совместительству и своего непосредственного руководителя,- Минфин. Вопрос ставился о применимости к кормовым добавкам ставки НДС 10%. Ответ регулятора не оставил сомнений- пониженная ставка НДС на кормовые добавки обоснована (письмо от 13.07.2017 №03-07-03/44559).

Казалось бы, вопрос решен. Все профильные министерства высказались, сомнений не осталось. Письмо Минфина разошлось по всем таможням страны. После этого основополагающего письма, Минфин еще трижды (!) письменно подтвердил неизменность своей позиции.

При такой позиции Минфина у любого налогоплательщика не может остаться сомнений о том, какая ставка НДС действует. Налоговый кодекс определил, что ставка НДС в размере 10% применяется к продуктам, используемым для кормления животных. Минсельхоз отнес кормовые добавки к таким продуктам. Минфин, с учетом мнения Минсельхоза, четырьмя своими письмами подтвердил применение льготной ставки НДС именно к кормовым добавкам.

Более того, во избежание будущих каких бы то ни было споров, по инициативе того же Минфина издано уточняющее Постановление от 06.12.2018 №1487 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 908", в котором непосредственно поименованы все возможные разновидности продуктов для кормления животных, включая кормовые добавки. Броня, а не бумага,- как сказал бы известный булгаковский персонаж.

Но налоговая стабильность и предсказуемость решений, как оказалось, не входит в амплуа Минфина. По заложенной в 2004 году традиции, в последний рабочий день 2018 года подписано очередное письмо, разделившее все события на «до» и «после». Как следует из письма Минфина от 29.12.2018 № 03-07-03/96635, оно издано в дополнение к письму 2017 года. Того самого, в котором сообщалось о льготном налогообложении кормовых добавок. Только сейчас уже речь о ставке 18%. Вероятно, под «дополнением» Минфин имел в виду не содержание письма, а ставку НДС. Было 10, стало 18%. Чем не дополнение? Ссылка в письме на судебную практику, как обоснование сделанного вывода, выглядит, мягко говоря, не убедительно. Во-первых,- эта практика была как в пользу 10, так и 18%. Во- вторых,- суды относительно ставки НДС на кормовые добавки стали появляться задолго до того, как Минфин впервые обозначил свою позицию. Потому объяснить внезапное изменение министерством ранее выбранного курса можно только астрологическими и им подобными причинами.

Тем не менее, после такого новогоднего подарка, реакция ФТС России не заставила себя долго ждать. Во все таможни разошлось поручение на проведение проверок обоснованности ранее предоставленных льгот. Проверяемый период- максимально возможный, 3 года. Доначислению подлежит НДС на все кормовые добавки, ввезенные по ставке 10%. То, что импортеры руководствовались при этом соответствующими разъяснениями Минфина, не имеет значения.

Пока Минфин подсчитывает дивиденты для федерального бюджета, полученные за счет такого «маневра», бизнес считает убытки. Баланс явно не в пользу налогоплательщиков. В теории весь доначисленный таможней НДС можно предъявить к возмещению. Но сперва его надо доплатить, а для этого нужны деньги. После уплаты надо до 01.04.2019 успеть подать идеально составленную налоговую отчетность, чтобы ее приняли с первого раза. Для большинства уже первое условие будет невыполнимо. Товар давно реализован фермерским хозяйствам по той же ставки НДС, по которой ввозился, и объяснить им, что по желанию Минфина он подорожал «задним» числом, будет непросто. Уплата НДС, как теперь оказалось, в неполном размере, образует состав правонарушения по статье 16.2.2 КоАП и ст.194 УК. Потому в убытки запишем найм адвокатов, а также перспективы вполне реальных штрафов.

Называя в 2018 году на ПМЭФ правоотношения малого и среднего бизнеса с государством дорогой с двусторонним движением, Президент, очевидно, имел в виду как минимум справедливое постоянство в действиях и решениях власти с одной стороны, и соблюдение бизнесом установленных правил,- с другой. В нашем же случае получилась дорога с реверсивным движением, когда регулятор неожиданно для всех изменил направление, а тех, кто заранее не сходил к астрологам, обложил штрафами. Дорога, конечно, формально осталась двусторонней, но кто рискнет по ней проехать?

Мария Санникова